Логопедическая группа "Совята"

Особенности формирования словаря детей логопедической группы

 Дети с общим недоразвитием речи характеризуются не только нарушением звукопроизношения, но еще и тем, что у них оказываются нарушенными все компоненты речи: словарный запас значительно отстает от нормы, нарушен грамматический строй речи (т. е., дети часто неправильно употребляют различные формы слов, неправильно строят предложения), страдает связная речь. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как важно пополнить словарный запас ребенка, приблизить его к норме.

Не надо долго пояснять, как важен для человека дар слова. К.С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира.» Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром. Не полагайтесь на то, что «в школе научат», позаботьтесь о том, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь.

Словарный запас современного ребенка к 4,5 – 5 годам составляет от четырех до пяти тысяч слов. Что касается детей с общим недоразвитием речи III уровня, то у них в 5-летнем возрасте словарный запас составляет примерно 2,5 – 3 тысячи слов. В нем отсутствуют или же наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.

Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:

- частей предметов и объектов (ствол, корни, кабина, сиденье, грива, вымя и т.п.);

- глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, лижет, грызет, откусывает, жует – все выражается словом «ест»);

- антонимов, то есть слов с противоположным значением  (гладкий – шершавый, храбрый – трусливый, глубокий – мелкий, гутой – жидкий и т.п.);

- относительных прилагательных, которые показывают, какой предмет по материалу (шерстяной, меховой, глиняный, стеклянный, морковный и т.п.);

- притяжательных прилагательных (беличий, медвежий, коровий и т.п.).

Дети затрудняются точно и полно объяснить значение знакомого слова, подобрать более двух-трех прилагательных или глаголов к заданному существительному (Что может делать корова? Какая это ваза? И т.п.).

Одна из характерных особенностей детей с общим недоразвитием речи заключается в том, что многие слова они знают и понимают, когда их произносят другие, но при этом не используют в своей собственной речи. Для того, чтобы слова появились в собственной речи детей, нужно побуждать их к этому, создавать специальные условия.

В группе работа по расширению словарного запаса проводится и логопедом, и воспитателями. Мы предлагаем и вам, родителям принять активное участие в этой работе. Используя предложенный материал дома, вы дадите детям возможность закрепить навыки, полученные в детском саду, в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д., то есть в повседневной жизни.

Почаще играйте с ребенком в игры, развивающие речь, мышление, фантазию. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть. Предложите игру сами. Поддержите интерес ребенка к слову, играйте в слова, рифмуйте их, сочиняйте свои слова, перевертыши, добавлялки. Игра с ребенком, несомненно доставит радость и удовольствие и вам, оживит и ваш интерес к овладению бесценным даром слова.

А главное – от этого зависит и успех коррекционной работы. Работа над словом будет способствовать устранению речевого нарушения, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению. 

31 октября 2016 в 23:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.